Воскресенье, 11.04.2021, 12:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход на сайт
Контакты
E-mail:
school20@oobelor.ru

Почтовый адрес:
Республика Башкортостан,
453500, г.Белорецк,
ул 50 лет Октября, д.62

Телефоны:
3-38-19 - директор
3-26-35 - секретарь
Друзья сайта
Министерство образования и науки РФ morb.gif
Календарь
«  Апрель 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

технология работы


технология работы

Технология работы социального педагога с семьёй

Деятельность социальною педагога с семьей включает три основных составляю­щих социально-педагогической помощи:

  • образовательную;
  • психологическую;
  • посредни­ческую.

Образовательная составляющая педагогической помощи включает в себя два на­правления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в воспитании проводятся в первую очередь, с родителями - путем их кон­сультирования, а также с ребенком посредством создания специальных ситуаций для ре­шения задачи своевременной помощи семье, а целях ее укрепления и наиболее полного воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя два компонента: психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье в период кратковременного кризиса.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье су­ществует психологическое насилие, над ребенком приводящее к нарушению его нервно-психологического и физического состояния.

Эффективность воспитательно-образовательной работы в школе находится во взаимодействии с семьей.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации.

С одной стороны наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по ук­реплению и повышению ее значимости в воспитании детей.

С другой стороны наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семей­ных проблем. Это, прежде всего, падение истинного уровня воспитания в большинстве семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей.

Актуальность этой темы состоит в том,  что семья в современных условиях не все­гда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны.

Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог. Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями.

Проблема обусловлена существенным возрастанием в современном российском обществе интереса к проведению грамотной, стратегически выстроенной социальной по­литики в области формирования системы воспитания. В настоящее время задача поддерж­ки семьи выдвинута в разряд первостепенных, что позволяет надеяться на активизацию исследований в этой области.

Формирование активной семейной политики предполагает тщательное изучение таких вопросов, как повышение ценности семейного образа жизни, родителей, укрепление социальных норм семьи и брака. Это невозможно без достоверной информации о реализа­ции семьей своей воспитательной функции.

В связи с этим в МОБУ СОШ №20 работает «клуб выходного дня»  "Содруже­ство", "Совет содействия  семье и школе". Их работа позволяет выходить  из сложных семейных отношений учащихся и родителей. 

Целью работы является обоснование и доказательства того, что семья является социальным институтом формирование личности.

Задачи:

  • подвести ребенка   к работе над собой, к овладению даром свободы;
  • развивать чувство ответственности за свои поступки;
  • создавать условия для гармонического развития личности.

Гипотеза:

  • определяющая роль семьи будет обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической, духовной психологической жизни растущего в ней человека;
  • семейное воспитание является основой формирования и развития личности.

Семья как социальный институт выполняет разнообразные функции:

  • познавательные, связанные с передачей ребенку родителями и ближайшими чле­нами семьи знаний об окружающем мире;
  • опекунские, обеспечивающие всем членам семьи опеку и оказание услуг в раз­личных жизненных ситуациях;
  • социализации детей и подростков, имеющей целью передачу членам семьи ос­новных норм и принципов поведения, принятых в данном обществе, а также обычаев и традиций, сформировавшихся в процессе исторического развития народа;
  • подготовки к творческой жизни и будущей профессии;
  • стимулирования развития интересов, увлечений и способностей детей;организации для ребенка воспитательных ситуаций в семье и вне ее;
  • удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка в безопасности, любви и признании.  

Аналитическая часть

При анализе процесса воспитания ребенка в семье исследователь неизбежно стал­кивается с необходимостью изучения причин и факторов, позитивно или негативно влияющих на реализацию воспитательной функции. Для решения такой задачи вводится понятие воспитательный потенциал семьи.

Потенциал характеризуется возможностями реальными, конкретными, фиксированными, сформированными в процессе какой-либо деятельности и в настоящее время находящимися в готовом и реальном виде. Если же рас­сматривать это понятие по отношению к отдельному человеку или к семье, то оно выра­жает реальные способности к использованию имеющихся ресурсов для достижения наме­ченной цели.

В ходе исследования определены сущность воспитательного потенциала се­мьи и подходы к анализу его структуры и факторов.

Воспитательный потенциал представ­ляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности се­мьи. Он объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами, а также включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей.

Эффективность реализации воспитательного потенциала семьи обусловлена мно­гими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологиче­скими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся: образ жиз­ни и система ценностей; характер взаимоотношений в семье; образовательный уровень членов семьи, их педагогические навыки; бюджет времени; распространенность социаль­ных аномалий: социально-экономическое положение (уровень жизни, жилищные условия, занятость. социальная инфраструктура жизнедеятельности семей); социально-демографические факторы (структура семьи).

Совокупность факторов, детерминирующих формирование и реализацию воспитательного потенциала семьи, можно разделить на две группы:

1) объективные действия макросоциального характера, внешние по отношению к семье;

2) внутрисемейные, субъективного свойства, связанные с общекультурным и обра­зовательным уровнем членов семьи, потребностями и установками, а также с внутрисе­мейными отношениями.

Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать соци­альный педагог.

  1.     Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педаго­ гической компетентности родителей;
  2. Социальная модель используются в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств;
  3. Психологическая (психотерапевтическая) модель используется  тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностях членов семьи;
  4.  Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье;  
  5. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудно­стей лежат болезни. 

Учебная модель в работе с родителями включает в себя:
Психолого-педагогические консультации

  • роль семьи в развитии личности ребенка
  • семья как психотерапевт
  • воспитательный потенциал семьи 
  • семейная атмосфера
  • семейные роли и отношения
  • семья как система
  • семья как источник психической травмы
  • семья с нарушенной структурой
  • родительский авторитет
  • личный пример родителей
  • конфликтная, аморальная и асоциальная семья
  • как любить ребенка
  • поощрения и наказания в семье
  • семейная жесткость 

Педагогические поручения

  •  подготовка ребенка к обучению в школе
  •  организация домашнего учебного труда
  • семейное чтение
  • организация труда в семье
  • экономика семьи
  • семейное хобби
  • семейный праздник 
  • новая семейная традиция
  • режим дня ребенка в семье
  • профилактика заболеваний у детей
  • анализ семейного конфликта
  • знакомство с друзьями ребенка
  • семейный вечер

Педагогические практикумы

  • какой вы родитель
  • опыт семейного воспитания
  • какой у вас ребенок
  • что беспокоит родителей
  • программа обучения и воспитания детей в детском саду
  • школьные программы и учебники
  • трудности детей в обучении
  • как помочь ребенку учиться
  • микроклимат семьи
  • хорошо ли вы общаетесь с вашим ребенком
  • счастливые дети и родители
  • как передать свою любовь ребенку
  • список претензий к ребенку

Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспита­ния, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспи­тания, создают хорошую основу родительской компетентности.

Практическая часть

Техника семейного консультирования

Процесс консультирования
можно разделить на пять фаз:
       I фаза.   Установление контакта с клиентом .
                    
В первичной беседе определяется характер отношения родителей к социально­му педагогу (деловое, рентное, игровое) и устанавливаются границы взаимодействия с семьей.         
                     Родителям выдается анкета "Взаимоотношения в семье"

        II  фаза. Определение проблемы клиента, проблемы семьи. Характер беседы на этом этапе определяется целями консультирования, инди­видуальными особенностями клиента и 
                     принятым теоретическим подходом. Социаль­ный педагог оценивает степень благополучия ребенка в семье с помощью матрицы обобщенного показателя

      III фаза - рабочая. Для этой фазы характерна следующая динамика: структурирование связи между клиентом и консультантом, создание невроза в контролируемых условиях, перенос и
                      сопротивление клиента, выход клиента из переноса и приобретение им суверенитета.   Социальный педа­гог применяет  методику « Анализ семейной тревоги »и опросник 
                      родительских отноше­ний.
       IV фаза - принятие решения. Для принятия решения    используется    целевая программа «Семья»   разработанная на 2008-2013 годы.
       V  фаза - Обратная связь. В обратной  связи для адекватных взаимоотношений в триаде ученик-учитель-родитель   используем работу общественной организации «Совет содействия
                      семье и школе», заседания клуба выходного дня « Содружество», заседания круглого стола «Моя семья».